Самый низкий процент обеспеченности населения качественной питьевой водой эксперты зафиксировали в регионах: Вологодская область – 43,6 %, Республика Бурятия – 44,1 %, Забайкальский край – 51,1 %, Ненецкий автономный округ – 51,4 %, Республика Саха (Якутия) – 59,8 %, Еврейская автономная область – 61,3 %, Курганская область – 61,8 %, Костромская область – 63,0 %, Смоленская область – 63,1 %
Подобная статистика просто ужасает, ведь, все мы понимаем, что в действительности официальные статистические показатели намного оптимистичнее реальной ситуации.
Улучшить качество питьевого водоснабжения в стране пытаются уже давно, но, кажется, именно сейчас появилась реальная возможность, поскольку одобрена госпрограмма "Чистая вода" 2024.
❶
6 декабря на сайте Министерства строительства и ЖКХ РФ был опубликован Паспорт федерального проекта "Чистая вода". Также были опубликованы Проекты Приказов Минстроя России об утверждении методических рекомендаций по проведению субъектами оценки состояния объектов централизованных систем водоснабжения и правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
В Паспорте проекта "Чистая вода" приводятся данные по всем субъектам РФ о доле населения в них, обеспеченного качественной питьевой водой.
На всю программу "Чистая вода", в соответствии с его паспортом, выделяется сроком на шесть лет 404 млрд. рублей ($6 121 млрд.). Много это или мало?
Если учесть стоимость одной большой (например, как в Москве или Подмосковье – в Люберцах) очистительной станции в 11-13 млрд. рублей (по ценам 2013 года – время строительства этих станций), а станции меньшего размера – условно в два раза меньше — 5-6 млрд. рублей, то с учетом повышения цен примерно на 40% будем иметь сегодня стоимость на одну большую станцию – 16,8 млрд. руб., малую – 7,7 млрд. руб. В среднем одна станция обойдется бюджету в 12,25 млрд. рублей. Получается, что мы можем построить на выделенные деньги 32 станции за пять лет, а у нас 85 регионов и в каждом не одна станция.
Но здесь не учтена стоимость прокладки трубопроводов, а их нужно заменить, со слов замминистра Андрея Чибиса, 510 тыс. километров (!!!).
В условиях ограниченного финансирования вопрос грамотного и эффективного распределения средств в рамках программы "Чистая вода", в конечном итоге, означает, будет ли от нее какой-то эффект, и удастся ли достичь задекларированные Минстроем цели. А цели, по словам советника главы Минстроя России Максима Егорова, такие: "К 2024 году выйти на уровень обеспеченности чистой водой по населению в целом в субъектах федерации на показатель 90,9%, и повысить уровень качества воды для городского населения до 99%".
❷
Очевидно, что только средств программы "Чистая вода" на весь объем нуждающихся в реновации очистных сооружений и водопроводных сетей не хватит. Нужны иные источники финансирования. Многие руководители Водоканалов и эксперты говорят о необходимости роста тарифов ЖКХ.
Но тарифы и так неуклонно ежегодно растут, а ситуация в сфере водоснабжения и канализации только ухудшается год от года. Износ водопроводных сетей, который в различных регионах РФ составляет до 85 %, ведет к постоянному росту процента потерь воды в процессе ее транспортировки потребителю (от 23 % до 50 % от всего объема подаваемой воды в зависимости от региона). По самым скромным подсчетам в денежном эквиваленте в 2016 году утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения по России составили 42,6 млрд. рублей.
Проблема обновления водонесущих коммуникаций должна получить статус государственно значимой задачи, иначе коллапс отрасли водоснабжения и водоотведения неизбежен. Но в рамках программы "Чистая вода" упор делается преимущественно на разработку технологий водоподготовки и строительство очистных сооружений, создана межведомственная рабочая группа по разработке и актуализации справочника перспективных технологий водоподготовки.
Но даже неспециалисту понятно, что в процессе транспортировки по изношенным или построенным из сомнительного качества труб водопроводам даже хорошо очищенная вода подвергнется вторичному загрязнению и не будет соответствовать гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям. Ни о какой обеспеченности населения чистой питьевой водой в данном случае говорить не приходится.
Учитывая громадную протяженность (510 тыс. километров!) трубопроводов, нуждающихся в замене, и, соответственно, капиталоемкость этого проекта, выбор материалов и технологий, которые будут использованы при реновации, должен быть в фокусе государства.
Но сегодня получается так, что производителям труб нужно госрегулирование в сфере строительства и реконструкции водонесущих коммуникаций, а Минстрою – почему-то нет…
Добросовестные производители труб заявляют о том, что отрасли остро необходимо госрегулирование и выработка единой технической политики, которая стандартизирует выбор и применение материалов и технологий, доказавших свое качество и эффективность, а также позволит избавиться от опасных контрафактных и фальсифицированных труб (сегодня до 40 % от всего объема российского рынка).
Только при условии использования в процессе реновации качественных и долговечных материалов, таких как качественный полиэтилен со сроком службы 50 лет или высокопрочный чугун (ВЧШГ), который гарантированно прослужит более 100 лет, удастся приостановить износ трубопроводной сети и добиться положительной динамики в ее обновлении.
Учитывая стратегическую значимость вопроса, необходим строгий госконтроль, экологическая экспертиза и единая техническая политика, выработанная Минстроем РФ как регулятором и заказчиком в сфере систем водоснабжения и водоотведения. Должны быть установлены и законодательно закреплены общеобязательные технические характеристики и требования для строительства водопроводных сетей, нормы и правила, базирующиеся на единой методике испытаний различных видов труб, регламентирующие их применение. Важно ввести обязательную сертификацию трубной продукции и производства, дабы предотвратить попадание опасных материалов в виде контрафактных и фальсифицированных труб в системы жизнеобеспечения.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна